ADMIN@PROMOTO.UA PROMOTO.UA Заказать звонок

Мы неуязвимы?

Дата публикации: 2014-08-12
Основная цель этого материала - показать слабые стороны механических средств защиты, чтобы владельцы мотоциклов делали правильный выбор при покупке охранных приспособлений.

 

Я не буду рассматривать здесь все конструкции замков, существующих на сегодняшний день, потому как их много, а вскрываются они по сходным принципам. Но один популярный механизм, изобретенный * почтенным Линусом Йейлом все же рассмотрим. По меркам 18-19-го века то было удивительное устройство, открыть которое отмычкой считалось невозможным. Правда, это мнение просуществовало недолго.

 

Замок представлял собой систему из исполнительной части и цилиндра (личинки). В цилиндре были установлены подпружиненные штифты (пины); каждый из них состоял из двух частей - запорной (нижней) и кодовой (верхней). В положении «заперто» нижние пины не давали цилиндру вращаться. В положении «открыто» бороздка либо перфорация ключа выставляла кодовые пины на один уровень, высвобождая цилиндр.

 

 

С минимальными изменениями такая конструкция дожила до сегодняшнего дня и стала наиболее популярной. Но, как оказалось, у таких замков есть слабые места, чем тут же воспользовались угонщики и воры. Так уж получается, что невозможно создать механизм, не имеющий недостатков. Поэтому, вскрытие замка конструкции Йейла происходит следующими способами:

 

Сначала в замке создают небольшую механическую нагрузку, которая направлена на проворачивание личинки. После этого, отмычкой по очереди отжимают штифты. Как только место стыка верхнего и нижнего пина попадает на границу личинка-корпус, вследствие люфта происходит небольшое смещение и один пин оказывается открыт и заблокирован в этом состоянии. Переходим к следующему. Время вскрытия в зависимости от сложности замка – от 1 до 30 минут.

 

 

Провороты, свертки или свертыши. Это названия одного и того же изделия, предназначенного для открытия замков вандальным методом. При подобном провороте происходит разрушение механизма личинки, а замок после этого требует замены. Этот способ взлома является действенным и эффективным, в силу временных трудозатрат. Поддаются воздействию большинство видов авто-мото замков. Время вскрытия – несколько секунд. Основным действующим элементом является заготовка из высокопрочного сплава, которая вставляется или вбивается в личинку замка.

 

 

Бампинг. Занятный и быстрый метод. Методика вскрытия заключается в наличии заготовки ключа, которая имеет максимальные насечки из возможных. Ударным методом пины в механизме личинки замка выстраиваются в необходимую комбинацию, и замок проворачивается. Иными словами, в замочную скважину вставляется специальный ключ (но не до упора), создается небольшое проворачивающее усилие, резкий удар в торец… и пины подлетают в своих каналах. Ввиду небольшого смещения личинки относительно корпуса, при возврате в исходное положение они зависают в положении «открыто».

Посмотреть, как это происходит, можно на YouTube, если задать в поиске «How lock bumping works». Рекомендую – не пожалеете.

 

 

Третий метод, это высверливание личинки. Если у вас есть ненужный замок и немного свободного времени, то советую попробовать – тоже весьма занимательное и поучительное зрелище. В крайнем случае, подойдет замок соседа по гаражу (то-то он обрадуется).

 

Такое обилие путей взлома подействовало на изобретателей и производителей не хуже холодного душа, после чего нововведения пошли одно за другим.

Во-первых, мягкий металл механизма был заменен высокопрочной сталью. Во-вторых, начался поиск технологии, которая позволила бы уменьшить люфты. В третьих, замочную скважину стали делать не прямоугольной, а сложной формы. Уменьшился и ее размер. Все это усложняло работу отмычками, делало замок более стойким к высверливанию и провороту. Но, все равно, грубая сила оставалась первым врагом запорных механизмов.

Тогда некоторые производители механических охранных систем пошли на оригинальный шаг, сделав корпус замка свободно вращающимся - это дало дополнительную защиту от дрели и свертки. Сейчас такая конструкция иногда применяется в замках на тормозной диск.

 

Но, тут во всей красе вылезла другая напасть. Оказалось, что угонщики предпочитают не вскрывать замок, а разрезать дужку или звено цепи, если это возможно. Следовательно, возникла потребность в высокопрочных сплавах, которые должны были иметь много (иногда противоречивых) свойств. Например, для длительного противодействия «болгарке» нужна твердость, а чтоб не разлететься осколками от сильного удара – пластичность. Как быть? А никак. Нет такого материала, который бы идеально противостоял всем вандальным приспособлениям. И все слухи о «супер-пупер» сплавах – миф. Поэтому, самое слабое место самого крутого замка - это материал его блокирующего элемента.

А ведь есть еще такая штука, как жидкий азот. Сейчас его несложно найти в продаже на специализированных рынках. С помощью него охлаждают каленый металл, после чего дужка замка рассыпается от одного сильного удара молотком.

 

Напомню еще раз: вскрыть можно все. Дело лишь в методах. Если противоугонное устройство сдается перед отмычкой или ручными кусачками за 10 секунд – грош ей цена, а если ее пришлось 3 минуты пилить болгаркой, или обрабатывать гидравлическими ножницами, то это действительно отличное изделие, которое стоит своих денег.

 

А теперь, немного криминальной арифметики. Многие слышали такой термин как индекс крим-стойкости, но не все знают, что это такое. Методика его расчета разработана на основе ГОСТ № P50862-96 (СEN 1143) независимыми экспертами под руководством Константина Сорокина, обозревателя газеты «Авторевю», который уже много лет профессионально и доступно раскрывает скрытый от постороннего взора мир механических противоугонных устройств. Ознакомимся:

E = T x K x C

где:
Е — индекс крим-стойкости
Т — время воздействия инструмента на элемент блокиратора, мин
К — коэффициент, оценивающий категорию используемого инструмента
С — коэффициент, оценивающий необходимую квалификацию взломщика.

Категория инструмента:                                                    

 

K=1

Ручной (сборочный, захватывающий и т.д.)                        

Простейшие отмычки

Общедоступные расходные материалы

 

K=5

Электрический, аккумуляторный, мощностью до 400 Вт  

Механические съемники

Сложные отмычки

 

K=10

Электрический, мощностью более 400 Вт

Гидравлический, пневматический, термический

Спецприспособления, изготавливаемые на заказ

 

Квалификационные требования:

 

C=1

Знание конструкции блокиратора необязательно

 

C=1-2

Необходимы знание конструкции блокиратора и предварительная подготовка

 

C=2-5

Необходимы знание конструкции блокиратора, предварительная подготовка и дополнительная оснастка

 

Подведем итог

 

1. Выбирая замок на диск или цепь, обратите внимание на материал. Отличить на глаз одну марку стали от другой вы не сможете, но если девайс подозрительно легкий, значит в конструкции применен какой-то сплав из цветных металлов, что очень нехорошо в плане надежности.

2. Избегайте простых замков с плоскими ключами, или ключами в виде короткой трубки – они открываются даже не на «раз-два», а на «раз». Хорошо себя зарекомендовали цилиндрические замки – чтоб их открыть, нужен специализированный набор отмычек, которого может не оказаться у угонщика под рукой. Хотя, смысла в слишком сложных замках тоже нет – его не будут открывать, а просто срежут блокирующий элемент (будь то дужка или звено цепи).

3. Располагайте охранные приспособы на мотоцикле таким образом, чтоб к ним было тяжело подобраться отмычкой, болгаркой или кусачками.

4. И снова повторю: ВСКРЫВАЕТСЯ АБСОЛЮТНО ВСЕ. Поэтому: не думайте что один, но невероятно крутой девайс, спасет ото всех бед. Он просто замедлит угон мотоцикла. Например, чтоб распилить болгаркой цепь за 2000-2500 грн. Нужно около 15-20 сек, а замок на диск за 100-200 грн, закрепленный в малодоступном месте, задержит угонщика секунд на 7-10. А если таких повесить два? А три? А пять? Все поняли? Отсюда исходит еще одно правило: РУБЕЖЕЙ ОХРАНЫ ДОЛЖНО БЫТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.

 

Напоследок, ряд рекомендаций общего плана. Поскольку основной метод угона мотоцикла – это быстрая погрузка его в микроавтобус, то обращайте пристальное внимание на то, ГДЕ и КАК вы ставите свой байк. Между ним, и местом где может запарковаться бус, должно быть как можно большее расстояние, изобилующее оградами, лавками, урнами и прочими препятствиями.

 

Если у вас по каким-либо причинам нет возможности ставить байк на ночь в гараж, или на хорошо охраняемую стоянку, то паркуйте его на хорошо просматриваемом, освещенном месте. Если и такового нет… Ну что ж… Поставьте мотоцикл посреди лужи. Чем больше и глубже – тем лучше. Смешно? А это не шутка. Угонщик – тоже человек. Ему будет неприятно возиться с отмычками и кусачками, сидя в грязной воде. Да и с электроприборами работать будет небезопасно. Вы говорите, вам неприятно ставить свой байк в лужу? А идти в милицию с заявлением об угоне, наверное, очень приятно?

 

 

* - Но, на самом деле - чистейший плагиат. Деревянный замок подобного принципа действия был создан еще в Древнем Египте. Вот только 4000 лет назад понятие авторского права еще не сформировалось, поэтому, юридически, изобретателем считается именно товарищ Линус.

 

Текст: Сергей Кузнецов (www.motodrive.com.ua)