Я не буду рассматривать здесь все конструкции замков, существующих на сегодняшний день, потому как их много, а вскрываются они по сходным принципам. Но один популярный механизм, изобретенный * почтенным Линусом Йейлом все же рассмотрим. По меркам 18-19-го века то было удивительное устройство, открыть которое отмычкой считалось невозможным. Правда, это мнение просуществовало недолго.
Замок представлял собой систему из исполнительной части и цилиндра (личинки). В цилиндре были установлены подпружиненные штифты (пины); каждый из них состоял из двух частей - запорной (нижней) и кодовой (верхней). В положении «заперто» нижние пины не давали цилиндру вращаться. В положении «открыто» бороздка либо перфорация ключа выставляла кодовые пины на один уровень, высвобождая цилиндр.
С минимальными изменениями такая конструкция дожила до сегодняшнего дня и стала наиболее популярной. Но, как оказалось, у таких замков есть слабые места, чем тут же воспользовались угонщики и воры. Так уж получается, что невозможно создать механизм, не имеющий недостатков. Поэтому, вскрытие замка конструкции Йейла происходит следующими способами:
Сначала в замке создают небольшую механическую нагрузку, которая направлена на проворачивание личинки. После этого, отмычкой по очереди отжимают штифты. Как только место стыка верхнего и нижнего пина попадает на границу личинка-корпус, вследствие люфта происходит небольшое смещение и один пин оказывается открыт и заблокирован в этом состоянии. Переходим к следующему. Время вскрытия в зависимости от сложности замка – от 1 до 30 минут.
Провороты, свертки или свертыши. Это названия одного и того же изделия, предназначенного для открытия замков вандальным методом. При подобном провороте происходит разрушение механизма личинки, а замок после этого требует замены. Этот способ взлома является действенным и эффективным, в силу временных трудозатрат. Поддаются воздействию большинство видов авто-мото замков. Время вскрытия – несколько секунд. Основным действующим элементом является заготовка из высокопрочного сплава, которая вставляется или вбивается в личинку замка.
Бампинг. Занятный и быстрый метод. Методика вскрытия заключается в наличии заготовки ключа, которая имеет максимальные насечки из возможных. Ударным методом пины в механизме личинки замка выстраиваются в необходимую комбинацию, и замок проворачивается. Иными словами, в замочную скважину вставляется специальный ключ (но не до упора), создается небольшое проворачивающее усилие, резкий удар в торец… и пины подлетают в своих каналах. Ввиду небольшого смещения личинки относительно корпуса, при возврате в исходное положение они зависают в положении «открыто».
Посмотреть, как это происходит, можно на YouTube, если задать в поиске «How lock bumping works». Рекомендую – не пожалеете.
Третий метод, это высверливание личинки. Если у вас есть ненужный замок и немного свободного времени, то советую попробовать – тоже весьма занимательное и поучительное зрелище. В крайнем случае, подойдет замок соседа по гаражу (то-то он обрадуется).
Такое обилие путей взлома подействовало на изобретателей и производителей не хуже холодного душа, после чего нововведения пошли одно за другим.
Во-первых, мягкий металл механизма был заменен высокопрочной сталью. Во-вторых, начался поиск технологии, которая позволила бы уменьшить люфты. В третьих, замочную скважину стали делать не прямоугольной, а сложной формы. Уменьшился и ее размер. Все это усложняло работу отмычками, делало замок более стойким к высверливанию и провороту. Но, все равно, грубая сила оставалась первым врагом запорных механизмов.
Тогда некоторые производители механических охранных систем пошли на оригинальный шаг, сделав корпус замка свободно вращающимся - это дало дополнительную защиту от дрели и свертки. Сейчас такая конструкция иногда применяется в замках на тормозной диск.
Но, тут во всей красе вылезла другая напасть. Оказалось, что угонщики предпочитают не вскрывать замок, а разрезать дужку или звено цепи, если это возможно. Следовательно, возникла потребность в высокопрочных сплавах, которые должны были иметь много (иногда противоречивых) свойств. Например, для длительного противодействия «болгарке» нужна твердость, а чтоб не разлететься осколками от сильного удара – пластичность. Как быть? А никак. Нет такого материала, который бы идеально противостоял всем вандальным приспособлениям. И все слухи о «супер-пупер» сплавах – миф. Поэтому, самое слабое место самого крутого замка - это материал его блокирующего элемента.
А ведь есть еще такая штука, как жидкий азот. Сейчас его несложно найти в продаже на специализированных рынках. С помощью него охлаждают каленый металл, после чего дужка замка рассыпается от одного сильного удара молотком.
Напомню еще раз: вскрыть можно все. Дело лишь в методах. Если противоугонное устройство сдается перед отмычкой или ручными кусачками за 10 секунд – грош ей цена, а если ее пришлось 3 минуты пилить болгаркой, или обрабатывать гидравлическими ножницами, то это действительно отличное изделие, которое стоит своих денег.
E = T x K x C
где:
Е — индекс крим-стойкости
Т — время воздействия инструмента на элемент блокиратора, мин
К — коэффициент, оценивающий категорию используемого инструмента
С — коэффициент, оценивающий необходимую квалификацию взломщика.
Категория инструмента:
K=1
Ручной (сборочный, захватывающий и т.д.)
Простейшие отмычки
Общедоступные расходные материалы
K=5
Электрический, аккумуляторный, мощностью до 400 Вт
Механические съемники
Сложные отмычки
K=10
Электрический, мощностью более 400 Вт
Гидравлический, пневматический, термический
Спецприспособления, изготавливаемые на заказ
Квалификационные требования:
C=1
Знание конструкции блокиратора необязательно
C=1-2
Необходимы знание конструкции блокиратора и предварительная подготовка
C=2-5
Необходимы знание конструкции блокиратора, предварительная подготовка и дополнительная оснастка
1. Выбирая замок на диск или цепь, обратите внимание на материал. Отличить на глаз одну марку стали от другой вы не сможете, но если девайс подозрительно легкий, значит в конструкции применен какой-то сплав из цветных металлов, что очень нехорошо в плане надежности.
2. Избегайте простых замков с плоскими ключами, или ключами в виде короткой трубки – они открываются даже не на «раз-два», а на «раз». Хорошо себя зарекомендовали цилиндрические замки – чтоб их открыть, нужен специализированный набор отмычек, которого может не оказаться у угонщика под рукой. Хотя, смысла в слишком сложных замках тоже нет – его не будут открывать, а просто срежут блокирующий элемент (будь то дужка или звено цепи).
3. Располагайте охранные приспособы на мотоцикле таким образом, чтоб к ним было тяжело подобраться отмычкой, болгаркой или кусачками.
4. И снова повторю: ВСКРЫВАЕТСЯ АБСОЛЮТНО ВСЕ. Поэтому: не думайте что один, но невероятно крутой девайс, спасет ото всех бед. Он просто замедлит угон мотоцикла. Например, чтоб распилить болгаркой цепь за 2000-2500 грн. Нужно около 15-20 сек, а замок на диск за 100-200 грн, закрепленный в малодоступном месте, задержит угонщика секунд на 7-10. А если таких повесить два? А три? А пять? Все поняли? Отсюда исходит еще одно правило: РУБЕЖЕЙ ОХРАНЫ ДОЛЖНО БЫТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.
Если у вас по каким-либо причинам нет возможности ставить байк на ночь в гараж, или на хорошо охраняемую стоянку, то паркуйте его на хорошо просматриваемом, освещенном месте. Если и такового нет… Ну что ж… Поставьте мотоцикл посреди лужи. Чем больше и глубже – тем лучше. Смешно? А это не шутка. Угонщик – тоже человек. Ему будет неприятно возиться с отмычками и кусачками, сидя в грязной воде. Да и с электроприборами работать будет небезопасно. Вы говорите, вам неприятно ставить свой байк в лужу? А идти в милицию с заявлением об угоне, наверное, очень приятно?
* - Но, на самом деле - чистейший плагиат. Деревянный замок подобного принципа действия был создан еще в Древнем Египте. Вот только 4000 лет назад понятие авторского права еще не сформировалось, поэтому, юридически, изобретателем считается именно товарищ Линус.
Текст: Сергей Кузнецов (www.motodrive.com.ua)