ADMIN@PROMOTO.UA PROMOTO.UA Заказать звонок

Что же это такое - мотошлем?

Дата публикации: 2014-08-12
«Мотоцикле?тный шлем или мотошле?м — средство пассивной защиты головы водителя при езде на мотоцикле или мотороллере. Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.»
ВИКИПЕДИЯ

История мотоциклетного шлема

 

   В 1935 году легендарный Лоуренс Аравийский, полковник британской армии, прослуживший более 20 лет в разведке на Ближнем Востоке, в авиации и в танковых войсках, вышел в отставку и поселился на родине в графстве Дорсет. Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали (в разное время) восемь мотоциклов «Броу Супериор» (англ. Brough Superior). 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле «Броу Супериор» SS100 (англ. Brough Superior SS100). Шлема на нем не было. Внезапно на дороге появились двое детей на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения с ними, Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Шесть дней спустя Томас Лоуренс умер не приходя в сознание.
   Трагедия произвела большое впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга Хью Кэрнса (англ. Hugh Cairns). Кэрнс предпринял обширное многолетнее исследование, проанализировав 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в нескольких статьях в «Британском Медицинском Журнале» (англ. British Medical Journal) в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  В наши дни люди, которые считают, что выбрать мотошлем можно исходя лишь из собственных эстетических предпочтений или безоговорочно подчинившись авторитету продавца мотоэкипировки (как вариант - друзей-знатоков), регулярно портят статистику ГАИ.
   А статистика на жутких, но доходчивых примерах из сводок того же ГАИ показывает: мотоциклисты, которые пользуются шлемами, реже попадают в аварии, а если попадают, то получают менее серьезные травмы и чаще остаются в живых после ДТП, среди них значительно менее распространены длительные или необратимые травмы головы и шеи.

   В мотоциклах нет подушек и ремней безопасности, потому важным элементом безопасности жизни для водителя мототехники является шлем. Однако, порой, когда нужно смотаться на пару минут, некоторые мотоциклисты не одевают шлемы, полагая, что быстрее вернутся, нежели будут собираться. ЗРЯ! Как показывает статистика, большее число аварий приходятся именно на "мелкие" поездки.

   Главный вывод - не ездить без шлема. Логичный вывод из предыдущего - шлем должен быть качественным. Ведь только качественный (при этом не обязательно дорогущий) и правильно подобранный мотошлем способен гарантировать вашу безопасность - то, на что не способна красивая, но опасная поделка, лишь по недосмотру контролирующих органов фигурирующая в прейскуранте в качестве мотоциклетного шлема.

    Шлем не только «держит удар», который в ином случае проверил бы на прочность ваш череп, но и «глушит» в процессе движения мотоцикла шум ветра, защищает глаза, снижает усталость, позволяя сохранить внимание и концентрацию.

   С наскока выбрать хороший мотошлем, особенно обладая ограниченными финансовыми возможностями, - задача нелегкая. Однако знание ряда достаточно простых, но действенных правил/нюансов/тонкостей эту задачу позволяет в значительной степени упростить.

 

Типы шлемов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 Интеграл (англ. full face, фулл-фейс) — шлем с интегрированной защитой подбородка, полностью закрывающий голову мотоциклиста. Включает откидывающийся визор (защитное стекло). Некоторые модели шлемов этой конструкции иногда критикуются за недостаток вентиляции. В то же время конструкция шлема обеспечивает наилучшую защиту, поскольку в 35 % всех аварий основной удар приходится в район подбородка мотоциклиста.

   Их недостатки - в таких шлемах быстро становится жарко при движении на невысокой скорости и в «простоях» - несмотря на приемлемую вентиляцию в современных моделях «интегралов», закрытые мотошлемы - наиболее тяжелые из всех. В большинстве моделей сложно ездить в очках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   «Модуляры». Достойный компромисс между «интегралами» и открытыми мотошлемами. Флипап (англ. flip-up, модуляр) — закрытый шлем с высокой степенью защиты. Также как и в интеграле, голова полностью защищена. Можно откидывать вверх не только визор, но и всю подбородочную дугу шлема. Решает такую проблему интеграла, как невозможность попить (покурить) без снятия шлема. Недостатки: высокая цена, самый большой вес среди всех типов шлемов, больший по сравнению с интегралом уровень аэродинамических шумов. На некоторых моделях отмечались случаи откидывания подбородочной дуги в момент удара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Кроссовый — разновидность шлема-интеграла для кроссовых гонок с высокой степенью защиты. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо?льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Открытый — шлем без подбородочной дуги с невысокой степенью защиты (грубо, на треть меньше, чем интегралы). Визор может как присутствовать, так и отсутствовать. Некоторые модели включают солнцезащитный козырек. Достоинства: дешевизна, малая масса, нет проблем с обдувом и обзором. Предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах — и/или в жаркую погоду. Открытые шлемы также подразделяют на два типа: «3/4»закрывающие три четверти головы и «половинка»самый легкий тип шлема.

Их достоинства - большой обзор, возможность носить вместе с очками, прекрасные показатели обзорности и слышимости, небольшой вес.

 

Их недостаток - значительно более низкий уровень защиты, нежели у описанных выше мотошлемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Каска — исторический прародитель мотошлемов. Материалы: кожа, металл, пластик. Степень защиты — минимальная. В настоящее время используется как элемент эпатажа некоторых байкеров, либо как формальный элемент экипировки.

 

   

Как  же проектируются и изготавливаются мотошлемы ?

 

 

   Мотошлем состоит из двух оболочек, изготовленных из разных материалов и выполняющих разные функции. Объединённые в процессе изготовления, они должны распределять энергию удара на максимальную площадь и одновременно поглощать её.

   Наружная оболочка мото шлема - жёсткая скорлупа, изготовленная из разных материалов (термопластов или композитов). Из термопластов чаще всего используется ABS (дешёвый, эластичный, но требует несколько большей толщины материала) или поликарбонат (более дорогой, прочный, допускающий меньшую толщину материала), или их различные смеси с промежуточными характеристиками. Для композитных материалов используются волокна и ткани различного типа: стеклоткань, кевлар, карбон, которые иногда армируются металлической сеткой. Второй компонент композита - это связующий материал: ткань может быть предварительно им пропитана, он может быть нанесен вручную или автоматически. В качестве связующего используются полиуретановые, эпоксидные смолы или термопластики с различными присадками. Связующие материалы определяют характеристики готового изделия примерно на 10%. Их выбор зависит от баланса функциональности, цены, технологии производства и условий эксплуатации.

 

Вот как характеризуют некоторые материалы из которых изготавливают в том числе и мотошлемашлема:

 

   УГЛЕВОЛОКНО

 Углеродное волокно представляет собой тип гидратцеллюлозного, или вискозного, или искусственного волокна - пан-акрилонитриловое волокно, которое представляет собой углерод почти в чистом виде. Данный материал производится методом пиролиза (в последнее время стали употреблять слово "пиролайзинг"), который предполагает разложение молекулы соединения под воздействием высокой температуры.

 

Под воздействием высокой температуры волокна вытягиваются до изменения механических свойств материала.

 

   Иногда углеволокно используется только для улучшения внешнего вида, т.е. для "косметических" целей, например, для изготовления корпусов приборных панелей или глушителей.

   Настоящее преимущество углеволокна заключается в высоком отношении прочности к весу по сравнению со стекловолокном. Среди недостатков углеволокна: высокая стоимость изготовления, длительное время, которое затрачивается на изготовление отливки и на восстановление повреждений углеволоконных частей. Ряд производителей используют углеволокно в сочетании с другими материалами, например, смешивают с Dyneema®.

 

 

DYNEEMA®

 Dyneema® - зарегистрированная марка волокна HPPE (высококачественный полиэтилен), которое производит международная компания DSM N.V. с головным офисом в Нидерландах. Данный материал сертифицирован стандартом ISO 9001.

   Помимо того, что из этого материала изготавливают мотоциклетные шлемы и части, Dyneema® используется для производства высокопрочных канатов, сетей для рыбодобывающих судов, гоночных парусов, пуленепробиваемого слоя дверей кабины пилотов самолетов, пуленепробиваемых защитных армейских касок.

   Ряд производителей шлемов по-прежнему используют только арамид для усиления свойств углеволокна, другие используют Dyneema® - материал, который обладает превосходными свойствами прочности. Считается, что Dyneema® - самое прочное волокно в мире.

 

SAVIMEX®

  Savimex® - запатентованное анти-туманное покрытие, которое также защищает от воздействия ультрафиолетовых лучей. Существуют и другие запатентованные виды покрытий, улучшающие свойства мотоциклетных визоров (стекол), однако ряд производителей шлемов считает, что этот материал наиболее эффективен и долговечен. При покупке шлема можно легко проверить эффективность анти-туманного слоя: нужно несколько раз подряд подышать на стекло и посмотреть, насколько быстро исчезает затуманивание стекла. В случае если на стекло нанесено покрытие Savimex, оно вообще не должно запотевать, когда вы на него дышите.

   Внутренний слой мотошлема изготавливается, как правило, из пенопласта с добавлением различны