Данная статья создана в качестве наглядного пособия для работников "скорой" и просто добровольцев, оказывающих помощь пострадавшему мотоциклисту. Люди, незнакомые с особенностями мотоодежды - вынуждены терять много времени. Прежде чем разберутся - как расстегнуть шлем и как разрезать
Первое действие, относящееся к любому АВТО (ДТП) с участием мотоцикла.
Это особенно важно, если пострадавший находится в непосредственной близости от мотоцикла.
Даже если мотоцикл просто упал на светофоре, прижал мотоциклисту ногу и лежит на боку с работающим двигателем. Прежде чем пытаться помочь человеку - поверните ключ против часовой стрелки в положение "OFF" и выдерните его из замка. Не проходите, не проезжайте мимо лежащего на боку мотоцикла с ключами в замке зажигания. Выньте ключи из замка, повесьте их на какую-нибудь свободно торчащую ручку на руле.
Как расстегнуть шлем
Начнем с застежек на ремнях шлемов. Существуют застежки двух основных типов - "быстрые" и "два кольца".
Быстрые застежки - фиксируются пряжкой в замке - примерно, как автомобильный ремень безопасности.
Как расстегивать - красные стрелки на фото.
Еще вариант "быстрой" застежки. У нее нет пряжки, но есть зубчатый ремень и подпружиненная защелка.
Надави пальцем на дверку - и ремешок расстегнется!
Два кольца
В застегнутом виде.
Схема застегивания. Красная полоса - ремень, зеленые - кольца.
Ремень продернут в кольца.
Важная информация!!!
Шлем - изделие одноразовое. Рассчитаное только на одно мото(ДТП).
А потому - во многих случаях ремень шлема можно просто разрезать. Такой вариант действий имеет право на жизнь. Но следует учесть - не надо резать ремень в паре миллиметров от шлема. Ремень вам еще понадобится - растянуть шлем в стороны и снять его с пострадавшего. А значит, нужны длинные хвосты - за которые можно схватиться рукой.
Как снимать шлем с головы
Обращаю внимание на последовательность и направление усилий.
Когда тянете ремешки в стороны - шлем ощутимо подается и становится шире. В этот момент -
не прекращая движения рук в стороны - тянем шлем вверх.
Далее. Рассмотрим снятие шлема на примере интеграла с подбородочной дугой.
Снятие производится в четыре руки:
- В две руки фиксируется голова пострадавшего. Занимаем устойчивое положение справа или слева от пострадавшего.
- Одна рука на затылке, другая на подбородке.
- Но как выяснили - проще фиксировать голову основанием ладони за нижнюю челюсть. Справа или слева от подбородка.
- Другой рукой - у основания черепа, чуть правее или левее затылка. Там, где затылочная кость образует характерный "угол".
Вторые две руки - ими снимаем шлем:
- Занимаем устойчивое положение за головой пострадавшего. Берем ремешки в руки.
- Растягиваем шлем за ремешки в стороны. И снимаем шлем с головы волнообразными движениями.
Обращаю внимание! Шлем имеет определенную толщину. И когда он снят с головы - голова остается "висеть" в воздухе - без необходимой поддержки можно усугубить имеющиеся травмы шейного отдела!
Перчатки
Далее перчатки. Большинство мотоперчаток имеет две застежки - велькро. Они же - "липучка".
Одна на тыльной стороне руки,
другая со стороны ладони.
Чтобы снять перчатку - освобождаем обе застежки. Придерживая своей рукой руку у запястья, насколько возможно, распрямляем пальцы пострадавшего, и поочередно тянем за освободившуюся кожу на кончиках пальцев.
И таким образом сдергиваем перчатку с руки. Посадка перчаток на руке плотная, процесс небыстрый.
Мотокуртка
Чтобы освободить травмированную конечность - во многих случаях одежду следует разрезать. Под внешними швами рукавов находятся защитные вставки - разрезать их непросто.
Поэтому рукава мотокуртки надо резать по внутренним швам. Там защиты нет.
Продолжаем.
Перед вами так называемая "черепашка". Защитные элементы на основе из сетчатой ткани. При необходимости - ткань легко режется ножом.
Обращаю внимание! Расположение защитных элементов на черепахе - типично для большинства мотокурток.
Мотоштаны
Расположение защитных элементов - тоже типичное. Вставка, закрывающая колено и верхнюю часть голени. И вставка на бедре снаружи. Чтобы освободить травмированную ногу - расстегиваем застежку в нижней части штанов. И далее - режем по внутреннему шву.
А вот - отдельный защитный элемент, фиксируемый на ноге. Защитные вставки,
встроенные в штаны - имеют схожие размеры.
Мотоботы
Особенности отличия мотоботов от общегражданской обуви - наличие защитных вставок и жесткая, малогнущаяся подошва.
С учетом этих особенностей - их непросто снять в расстегнутом состоянии даже со здоровой ноги. А если травма - обувь надо резать. На фотографиях - зеленым выделены линии реза в обход защитных вставок.
Где искать документы?
У большинства мотокурток есть хитрый карман. На груди, под правую руку. Расположен так,
чтобы достать содержимое кармана, не расстегивая куртки.
НО! На некоторых куртках он убран под внутрь, под застежку-молнию.
Как поднять мотоцикл
Если мотоциклист лежит, прижатый мотоциклом - его надо извлекать немедленно. Не дожидаясь приезда спасателей.
Почему так?
Так получается, что упавший мотоцикл ложится глушителем (или подводящей к нему трубой) человеку на ногу. И как показывает опыт - оставляет глубокие ожоги.
Железо остывает медленно, мотоцикл давит частью своего веса. Даже если нет травм от падения - 10 минут с таким "паяльником" на голени - и ударная доза промедола не спасет. А еще - на пострадавшего может вытекать горячее масло, охлаждающая жидкость а еще электролит.
Приподнять мотоцикл - дело быстрое, простое и не представляющее опасности. Выдерните ключ из замка зажигания, если течет масло или антифриз - не наступайте в лужи. Вытекание бензина маловероятно. Но если вытекает - запах почувствуете в любом случае.
Что касается огнеопасности бензина. Бензин вспыхивает от открытого пламени или от искр. Но при попадании бензина на разогретые выхлопные трубы - он с шипением испаряется, но не горит. И если нет открытого огня - даже бензиновая лужа не представляет опасности. Бензин частично испаряется, частично впитывается в асфальт и размягчает его. И буквально через несколько минут на асфальте остается просто пахнущее бензином черное пятно, которое невозможно поджечь зажигалкой. Проверял сам. Если вы не будете разводить под баком костер - он не взорвется.
Зажечь разлитое масло - практически невозможно. Охлаждающая жидкость и электролит - не горят совсем. Больше в мотоцикле взрываться и гореть нечему. А взрыв бензобака - это если вы развели под ним костер.
Рассмотрим вопрос - как правильно поднять мотоцикл, чтобы высвободить пострадавшего, не дожидаясь спасателей.
Усилий двух человек средней комплекции вполне достаточно, чтобы достать человека из под любого мотоцикла. Все дело в правильном подходе к снаряду(с). Взгляните на фото. В роли пострадавшего - две автомобильные покрышки.
На фотографии - человек пытается поднять мотоцикл. Делая сразу несколько распространенных ошибок.
1. Подошел со стороны колес, и пытается тянуть упавшее транспортное средство рывком на себя. Если рывок окажется недостаточным - мотоцикл чуть приподнимется, и снова упадет на пострадавшего, увлекая за собой спасателя.
2. Спина согнута, ноги в подъеме практически не участвуют. В таком положении легко сорвать спину, но практически невозможно поднять мотоцикл. И трудно устоять на ногах.
3.Рядом горячий двигатель и раскаленные выхлопные трубы - прикосновение к ним оставляет качественные ожоги.
А вот так - правильно. Спина прямая, подъем за счет выпрямления ног. Горячие детали далеко. Двое приподнимают мотоцикл, третий вытягивает из - под него пострадавшего.
Теперь разберем подробно. За что мотоцикл поднимать можно, а к чему - лучше не прикасаться.
На фотах - зелеными стрелками выделены части, за которые можно браться руками. Допустим, есть два человека. Один берется за любую из деталей под номером I, другой - за любую из деталей под номером II. По команде поднимают мотоцикл, освобждают пострадавшего. К деталям в красном круге прикасаться не следует!!!. Они горячие или очень горячие.
На фотографии хорошо видны трубы под брюхом мотоцикла, которые нагреваются до сотни Цельсиев. Когда мотоцикл лежит на боку - они ничем не прикрыты. Некоторые за них хватаются. По незнанию.
Автор : impeller
Источник: www.feldsher.ru/news-view-1212.html