Знай врага в лицо!
«Много на свете сигнализаций разных – желтых и белых, синих и красных...» Но, цвет – это все-таки последний критерий при выборе. Перед прочтением данного обзора рекомендуем ознакомиться с материалом «Знай врага в лицо». Ознакомились? Ну, поехали!Этот обзор посвящен пяти различным сигнализациям, которые можно найти на украинском рынке: Star Line, Tiger, Pantera, Steel Mate, Centurion. Почти все производители имеют международные сертификаты ISO серии 9000, что является гарантией качества выпускаемой продукции. Все системы обладают стандартным набором функций, таких как: постановка/снятие с охраны, поиск мотоцикла, «паника», режим Valet, антиограбление (функция защиты от нападения), датчик наклона, датчик удара, автоматический возврат в режим охраны, запоминание состояния системы при отключении ее от аккумулятора и возврат в исходное состояние при восстановлении питания, встроенную блокировку двигателя. К тому же, они работают в любых погодных условиях и при температурах от –40°С до +65°С. Чтобы понять, чем одна фирма отличается от другой, предлагаем рассмотреть каждую по отдельности.
Если взять в руки несколько коробок с сигнализациями, можно прочесть: «статический код», «динамический код», «Keeloq», «D2», «DID» и много других страшных слов. Что это значит? «А фиг его знает» – скажет покупатель, а часто и продавец. А ведь эти слова объясняют, почему одна сигнализация стоит $50, а другая – 500$! И почему одну из них угонщик может нейтрализовать за 2 секунды, но может даже не решиться вступить в схватку со второй.
Чтобы выстроить эффективную защиту своего мотоцикла, недостаточно прочесть пару-тройку рекламных обзоров или спросить совета у «знающего человека» с образованием церковно-приходской школы. Не годится в этом случае и «многолетний опыт», а также «знание жизни» установщиков. Для этого необходимо хорошо понимать, что и как работает. Итак, начнем.
Перенесемся в недалекое прошлое. Лет так на двадцать назад. В тот исторический период начали зарождаться первые электронные авто-мото сигнализации. Принцип их работы был прост: при нажатии на кнопку брелока, в эфир передавался простейший статический код (например «123»). Сигнализация принимала код и инвертировала свое состояние. То есть, либо ставилась, либо снималась с охраны. Число возможных комбинаций кода равнялось 512 – по тем временам очень круто.
Эта система отхватила свою долю оваций, пока кто-то не собрал простейший сканер. То было примитивное устройство, которое методом автоматического перебора искало одну из этих 512 комбинаций, что снимала сигнализацию с охраны. Такой метод взлома занимал не более 10 секунд…
Тогда производители вывели на рынок систему с защитой от сканирования. Это был алгоритм, «зашитый» в процессор основного блока. Заключался он в следующем: в случае принятия неверного кода, сигнализация на некоторое время блокировалась, и вывести ее из этого состояния можно было только методом многократной трансляции правильного кода.
Разработчики вздохнули с облегчением – угроза сканера, висящая дамокловым мечом, сошла на нет. Но, рано радовались… Во время токийского автосалона (где-то в середине 90-х), новейшая сигнализация была взломана… за 2 секунды! Тогда же на сцену вышел новый инструмент угонщика – кодграббер для статического кода. По современным меркам это – простейшее устройство, которое может собрать любой радиолюбитель. Но тогда эта грозная коробочка навела панику на разработчиков охранных систем. Кстати, с виду это мог быть мобильный телефон, пульт телевизора, «тетрис»… да что угодно! Причем, эти устройства были абсолютно рабочими, а в режим «кодграббер» переходили после определенной последовательности нажатий. Каков же принцип его работы? А все очень просто: кодграббер для статического кода умел принимать, запоминать и транслировать кодированный сигнал. То есть, на некоторое время он становился клоном брелока.
После этого производители сделали первый шаг в сторону динамических кодировок. Идея была проста:
1. От передачи к передаче код должен изменяться.
2. Код должен быть одноразовым.
Ответом было магическое слово Keeloq – алгоритм динамической защиты радиоканала, разработанный южноафриканской компанией «Nanoteq». Многие сочли его панацеей от всех бед. Надо сказать, небезосновательно. Такой код – сложный криптографический ребус, разгадать который можно, лишь зная ключ (алгоритм кодирования). Об этом поподробнее.
Keeloq-код имеет статическую и шифрованную динамическую часть. Передаваемая в эфир кодовая комбинация выглядит так: <<номер нажатой кнопки><серийный номер><шифрованная динамическая часть>>.
В шифрованной части присутствует информация, обеспечивающая распознавание брелка, и, как следствие, отключение режима охраны. Вот ее «конструкция»: <<номер нажатой кнопки><значение дискриминации><счетчик нажатий>>.
Как видите, в структуре кода Keeloq заранее известно, что где находится.
Шифрование производится по зашитому в брелок алгоритму-ключу. Точно такой же заложен и в основной блок.
Давайте посмотрим на все это изнутри. Допустим, алгоритм шифрования: F=3x?–9 (настоящий ключ в десятки и сотни раз сложней). Номер нажатой кнопки – 2, значение дискриминации – 777, серийный номер – 555, счетчик – 52. В таком случае код будет выглядеть так: <<2><555><3(277752)?-9>>.
Принимая такую посылку, сигнализация запоминает номер нажатой кнопки и номер брелока (если не совпал – значит не «свой»), после чего начинает расшифровку. Зная алгоритм (F=3x?-7) , это несложно. После этого сравниваются одинаковые сектора данных статической и динамической части, а под финал происходит сравнение счетчиков нажатий. При этом «действительной» посылка считается только в том случае, если значение счетчика брелока (СБ) больше, чем значение счетчика сигнализации (СС) – таким способом осуществляется «одноразовость» кода. После сравнения выполняется приравнивание значения СС к СБ.
При следующем нажатии на кнопку брелока код будет иметь другой вид, поскольку СБ увеличится на единицу. Ну, вроде бы с Keeloq разобрались, да?
Одним прекрасным (а может и не очень) утром, производители пили кофе и потирали ладошки, в ожидании сводок о новой прибыли, как пришло пренеприятнейшее известие… нет, не факт приезда ревизора. Хуже. Пожалуй, из-за приезда господина Хлестакова из гоголевской пьесы они расстроились бы гораздо меньше. Их новейшие сигнализации (эталоны безопасности!), были легко взломаны неизвестным устройством, которое позже получило название замещающий кодграббер или устройство 409.
Как оно работает, покажу на примере.
Действие первое.
Владелец, отходя от мотоцикла, нажимает на кнопку (первые брелоки не имели раздельных кнопок постановки и снятия с охраны) чтобы включить сигнализацию. В этот момент кодграббер улавливает и начинает записывать передачу, одновременно генерируя импульсную помеху, которая портит статическую часть Keeloq-кода, в результате чего основной блок не идентифицирует команду.
Действие второе.
Владелец, заметив несрабатывание, жмет на кнопку второй раз. Кодграббер проводит ту же операцию. Теперь в его памяти есть два действительных кода. Он передает на основной блок первую записанную команду и сигнализация включается. Мотоциклист уходит по своим делам, а угонщик отключает охранную систему с помощью оставшегося действительного кода, записанного в памяти устройства.
Занавес.
В ответ производители сигнализаций стали делать двухкнопочные брелоки, в которых постановка и снятие с режима охраны осуществлялась разными кодами.
Но эта система была полумерой, а посему счастье разработчиков длилось очень недолго. Аккурат до появления модифицированного замещающего кодграббера, или устройства 502.
От предшественника он отличается только существенно увеличенным объемом памяти и функцией распознавания сигнала от разных кнопок брелока. Сцена: владелец мотоцикла нажимает на кнопку включения сигнализации, но… ничего не происходит. Он жмет снова. И снова. В его голове рождаются мысли типа «черт, на встречу опаздываю, а тут еще и эта хрень!..». Он начинает жать на все кнопки подряд, пытаясь добиться хоть какого-то ответа, и в конечном итоге убеждается, что в брелоке отошли контакты от батарейки, после чего приступает к разборке. И вот, контакты подогнуты, зачищены, брелок собран, нажатие на кнопочку и… все работает! Довольный собой, владелец удаляется по своим делам, а по возвращению не обнаруживает мотоцикла на прежнем месте. Почему? Да потому, что кодграббер «стрелялся» импульсной помехой, не давая основному блоку идентифицировать сигнал, и исправно записывал все передачи, среди которых затесался код снятия с охраны. А когда мотоциклист нажал на кнопку заново собранного брелока, кодграббер, управляемый угонщиком, организовал описанное выше замещение кодов. Как вы поняли, принцип его работы заключается в использовании человеческого фактора.
Но, это были еще не все беды, потому как на черном рынке довольно быстро появился алгоритмический (мануфактурный) кодграббер.
Это довольно интересное устройство, обычно выполненное в корпусе брелока автомобильной сигнализации. Прежде чем рассказать о принципе его действия, хочу задать вам вопрос. Как вы считаете, откуда берутся базы данных таможни, силовых структур и министерства юстиции, продающиеся на CD/DVD дисках буквально у каждого угла? Правильно. Их воруют. Ну, или покупают за очень большие деньги, что в принципе, одно и то же. Как вы прочитали, сигнализации, использующие стандартную Keeloq-кодировку, имеют недостатки, один из которых заключается в распространенности этого метода криптографии. Естественно, он стал самым покупаемым и... атакуемым. А уж если есть спрос, то предложение всегда найдется – это неизменный закон рынка. Как правило, алгоритм шифрования сигнала един для каждой серии таких сигнализаций. Дальше все просто. В память кодграббера заносятся все известные заводские алгоритмы, после чего он становится способен незаметно и эффективно взламывать целые семейства охранных систем! В активном состоянии он «слушает» эфир и пытается найти «знакомые» типы кодировок. Как только таковая найдена и идентифицирована, он на некоторое время становится клоном брелока. После этого угон становится лишь вопросом времени – от дня до года.
Только после этого производители оправились от нокаута и включили мыслительные процессы в своих наплечных насадках для заливания кофе.
Сначала на свет появился D2, или же двойной динамический код. В этом случае брелоку и сигнализации присваивался собственный, сгенерированный случайным образом, алгоритм шифрования, который был неизвестен даже самим разработчикам. Таким образом, удалось закрыть брешь со стороны алгоритмического кодграббера, но вот устройство 502 все равно взламывало такие сигнализации!
Вдогонку за D2 появился DID. Многие считают, что это код. На самом деле это протокол обмена между брелоком и основным блоком. Получив сигнал, система убеждается, что он послан со «своего» брелка, причем это происходит не однократно, а в диалоге. В ответ на первый сигнал система посылает на брелок запрос в виде случайного числа, который обрабатывается брелком по особому алгоритму и отсылается обратно. Сигнализация обрабатывает свою посылку по тому же алгоритму, сравнивая полученный ответ со своими данными. Если они совпадают, команда выполняется, а на пульт отправляется подтверждение. На данный момент невозможно воспроизвести подобный диалог кодграббером, и этим снять систему с охраны.
Таким образом, сейчас лидерство на стороне производителей сигнализаций. Вот только надолго ли?
Теперь поговорим о дополнительных бастионах электронной защиты. Как вы поняли, речь идет об иммобилайзерах всех типов, метках, а так же об охранных GSM/GPS-системах.
Первыми в своем роде были контактные иммобилайзеры. Они вставлялись в определенное место на приборной панели или кокпите, замыкая контакты разомкнутой цепи зажигания. Разумеется, такая система обманывалась обычным куском проволоки.
Чтобы усложнить жизнь угонщикам, вскоре появились бесконтактные транспондеры (transmitter+responder).
Это были микрочипы с постоянной (энергонезависимой) памятью без элемента питания, соединенные с небольшой проволочной катушкой. Традиционно они находятся в корпусе ключа и являются пассивными метками. Когда мы включаем зажигание, иммобилайзер (система распознавания владельца «по ключу») генерирует магнитное поле, которое индуцирует ток в катушке. Транспондеру этого вполне хватает, чтоб отозваться: «Я свой». В некоторых моделях задействован протокол обмена DID. На данный момент такую систему невозможно взломать аппаратным методом. Но, где пасует электроника… там угонщики вспоминают о человеческом факторе:
Случай 1. Знакомый восторгается вашим новым байком и просит прокатиться. Вы, зная что он хорошо умеет ездить, великодушно ему разрешаете. Через 15-20 минут он возвращает ваш мотоцикл в целости и сохранности. А еще через неделю или через месяц вашего двухколесного друга угоняют.
Все просто – за время своего отсутствия знакомый успел снять слепок с ключа, вынуть из него транспондер и закрепить его, к примеру, жвачкой на незаметном месте вблизи замка зажигания. После этого ваш байк можно завести даже скрепкой.
Случай 2. Вы забрали свой мотоцикл из СТО после проведения ТО или ремонта. Через какое-то время его угнали.
А вот что произошло: человек, имеющий доступ к вашему мотоциклу (а это не обязательно механик) вышеописанным способом переставил транспондер, либо, пользуясь сервисным код-ридером или программатором ключей иммобилайзера (например – AD-900, Т-300) сделал еще один ключ из приобретенной заранее «болванки».
Не могу не затронуть такую понтовую штуковину, как активная метка. Идея та же, что и у транспондера, но в ее схеме присутствует собственный элемент питания, поэтому излучение такой метки постоянно. Внешне все выглядит очень круто: полный пафоса владелец неспешным шагом приближается к своему мотоциклу. По мере сближения железный конь сам снимается с режима охраны и иногда даже заводит мотор…
Вот здесь и выходит на сцену ретранслятор. Это устройство, которое состоит из двух приемопередатчиков и выглядит, как пара небольших кейсов. Применяется для взлома иммобилайзеров с постоянным излучением метки (активная метка). Как работает? Например, вы сидите в кафе, к вам подсаживается человек с чемоданчиком или ноутбуком, в который вмонтирован чувствительный приемник, усилитель и передатчик. Он транслирует сигнал от вашей метки в устройство № 2 человеку, находящемуся вблизи мотоцикла, а он в свою очередь – блоку иммобилайзера... Дальнейшие комментарии излишни.
Пришла очередь разобраться с GSM/GPS-сигнализациям. Сейчас они считаются эталоном электронной защиты, но так ли это? Давайте разберемся. Эти устройства отличается тем, что в качестве тревожного канала использует сотовую сеть. Грубо говоря, в случае срабатывания, а так же для проверки канала связи, она пишет вам SMS-ки или делает дозвон. Если же в ней имеется блок GPS, то она может сообщать местонахождение мотоцикла.
А вот неполный перечень устройств и методов, использующихся для обмана такой сигнализации:
Устройства подавления трансляции – традиционно, это обычные «глушилки». Различаются мощностью, размерами и радиусом действия. Кроме них существуют индикаторы поля, с помощью которых можно определить расположение антенны и отключить ее механическим способом (молотком или кусачками).
Подмена базовой станции (ретранслятора) _ этот способ является наиболее интеллектуальным, и заключается в подмене базовой станции или ретранслятора. То есть, подменяются функции вышек, которые мы привыкли видеть на крышах административных зданий. Данное оборудование имеет возможность выдавать себя за такую станцию. Спутниковая система и блок сигнализации считают, что это и есть ретранслятор и поддерживает с ним обмен информацией. Девайсы, выступающие в качестве фейковой базовой станции, называются EMSI-catcher'ами. Они так же часто применяются для прослушивания трафика GSM. Наиболее ходовые продукты: Octopus FTMRS 60D mini, PostWin, GSM Interceptor Pro, SCL-5020 и вся производная этой базы. При возникновении различного вида тревоги реальной передачи данных не происходит. В этом случае актуальным методом защиты является контроль канала связи, что применено в ряде изделий некоторых производителей и спутниковых операторов.
Клонирование SIM-карты – далеко не секрет, что существует метод клонирования SIM карты при помощи специальных кард-ридеров. Подобную манипуляцию производит оператор сотовой связи при запросе владельца номера, если есть такая необходимость. Надеюсь, у читателя не будет возникать вопросов по поводу несанкционированного изготовления симок... Итак, у одного телефонного номера могут быть несколько сим-карт. Зачем это нужно? А вот зачем: современные методики защиты предусматривают различные варианты проверки работоспособности спутниковой системы, установленной на мотоцикл, в том числе и периодический дозвон робота-оператора. При удачной попытке это расценивается, как «мотоцикл под контролем» и не вызывает тревог. Что и предоставляет клон симки, в то время как основная карта подавлена обычной глушилкой, приведенной выше. Все вышеперечисленное в этом пункте может также позитивно повлиять на попытку угона, при том условии, что спутниковая система обладает интеллектуальным методом блокировки двигателя при пропадании связи и соблюдения некоторых логических параметров состояния мотоцикла (применяется у некоторых операторов спутникового слежения).
Вы все еще считаете, что GSM/GPS-сигнализация – эталон защиты? Лично я – нет.
Теперь, когда вы знаете, что и как работает, вам будет гораздо легче подойти к выбору сигнализации и понять, почему одна стоит 50 долларов, а другая – 500.
Напоследок, некоторые рекомендации:
1. Соизмеряйте цену сигнализации с ценой вашего «двухколесного товарища». Охранная система за $50 на «Голде» также нелепа, как и за $500 на китайском скутере-полтиннике. Профессионал, оснащенный кодграббером, не позарится на изделие «китайпрома» – он работает под заказ и работа его стоит о-о-очень недешево. А вот Gold Wing с дешевой «охранкой» – это, скажем прямо, щедрый подарок.
2. Не упрощайте жизнь угонщику. Если ваша сигнализация, использующая динамическую кодировку, начала вести себя неадекватно (см. абзац о замещающем кодграббере) то оглядитесь по сторонам. Нет ли рядом человека с «тетрисом»? В таком случае лучше снять ее с режима охраны вручную, путем введения пин-кода. Кроме того, можно практиковать оборачивание брелока фольгой – мощность излучения снизится, и у кодграббера может не хватить чувствительности, чтоб распознать ваш сигнал. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не жмите все кнопки подряд – сложно придумать что-то более глупое. Хотя нет… Как вариант, можно просто положить ключи на сиденье с запиской: «Дарю. Я – щедрый лох».
3. Не возлагайте больших надежд даже на самую крутую «электронику». Есть такая поговорка у арабов: «на Аллаха надейся, но ишака привязывай». Вот и байк было бы неплохо привязывать цепью к чему-то недвижимому и вешать замок на диск. Эти дополнительные рубежи охраны заставят угонщика задуматься: «а стоит ли трогать этот мотоцикл?». Даже если он ответит себе на него положительно, то немалое количество противоугонных «приблуд» потребует немалого времени на их нейтрализацию.
Времени, которое может понадобиться вам для того, чтобы предотвратить угон.
Автор благодарит сайт ugona.net за помощь в подготовке материала.
Centurion Bike Keeper – 1300 грн.
Основные отличительные функции и характеристики:
• Keelog-код.
• Два брелока, один из которых имеет большой многофункциональный ЖК-дисплей.
• Персональный программируемый пин-код для аварийного снятия с режима охраны
«+» – Качество, гарантия, наличие всех необходимые функций, простота подключения и использования. Подробная инструкция на русском языке.
«–» – Отсутствие сирены в комплекте, недостаток технической информации.
«–» – Высокая цена.
Наш комментарий: По поводу Keeloq комментарии те же – уязвимость перед замещающим кодграббером.
Pantera AL630- 02HL – 500 грн.
Основные отличительные функции:
• Возможность включения охраны даже в случае неполадок одной из нескольких охраняемых зон.
• Система защиты от сканирования X2-Code™.
• Современный «антиграббинг» Super Keelog™.
«+» – цена, наличие сирены в комплекте, основные необходимые функции, простота подключения и использования, возможность дистанционного запуска двигателя.
«–» – небольшое количество информации по сигнализации (как в инструкции, так и в Интернете), сложности с гарантийным обслуживанием.
Наш комментарий: «Super Keeloq» означает, что здесь имеет место быть двойной динамический код. Алгоритмического кодграббера можно не опасаться, а вот замещающему такая сигнализация вполне под силу (вспомним о человеческом факторе). Кроме того, функцию дистанционного запуска двигателя можно записать в «плюс» лишь из уважения к разработчикам. В случае, если с такой сигнализацией схватится профессиональный угонщик, то он тоже сможет завести ваш двигатель дистанционно... со своего «пульта».
Star Line V7 – 1300 грн.
• Дальность действия радиоканала связи на открытой местности – 600 м при управлении брелоком и 1200 м в режиме пейджера.
• Датчик движения реагирует на наклон мотоцикла, превышающий 1 градус относительно исходного положения.
• Двухуровневый датчик удара.
• Возможность экстренного отключения режима охраны без брелока с помощью персонального пин-кода.
• Система кодирования радиосигнала – оригинальный код SLP.
• Программируемый режим иммобилизатора.
• Различные возможности дистанционного управления системой.
• Блокировка кнопок на брелоке.
«+» – качество, надежность, гарантийное обслуживание, наличие разъема для дополнительного датчика, развернутая русскоязычная инструкция с подробной схемой установки, наличие дополнительной защиты от подделки (голограммы на коробке и брелоке).
«–» – немалая цена, отсутствие сирены в комплекте, нет защиты от скачков напряжения, высокая вероятность нарваться на подделку.
Наш комментарий: Весьма достойная мотосигнализация, которая стоит своих денег. Компания не предоставляет информации о своей SLP-кодировке, но, судя по всему, это динамический код, аналогичный Keeloq'y. Если учесть человеческий фактор, то подобная система уязвима для замещающего кодграббера. Впрочем, как раз для таких случаев сделана система аварийного снятия с режима охраны: как только заметили, что брелок ведет себя неадекватно, то лучше отложите его и произведите операцию вручную.
Tiger Moto MBR-100 – 700 грн.
Основные отличительные функции и характеристики:
• Дальность действия брелока на передачу (на открытой местности) – 350 м, на прием при тех же условиях – 950 м.
• Антисканирование.
• Блокировка кнопок на брелоке.
• Служебная кнопка. Данная кнопка может не устанавливаться на технику, но при ее отсутствии будет невозможно аварийное снятие с охраны без брелока. Такое снятие производится путем введения специального пин-кода при включенном зажигании с помощью кнопки.
• Двухуровневый датчик удара.
• Трехосевой датчик качения.
• Различные функции дистанционной настройки.
«+» – качество, функциональность, наличие мощной электронной сирены в комплекте, гарантийное обслуживание, доступная цена, малые размеры блока.
«–» – нет разъема для дополнительного датчика, система требовательна к стабильности питающего напряжения.
Наш комментарий: Набор функций достаточен. А вот наличие системы антисканирования и отсутствие какой-либо другой информации, говорит о том, что для общения между брелоком и сигнализацией используется статический код. Он имеет низкую криптографическую стойкость и, как следствие, элементарно «ломается» самым простым кодграббером.
Steel Mate 886 G и 886 GO – 700 грн.
Основные отличительные функции и характеристики:
• FSK технология, заявленный радиус действия до 3000 м (что весьма сомнительно, особенно в городе).
• Микроволновый датчик, как дополнительная опция.
• 2 ЖК-брелока с износостойким покрытием (Steel Mate 886 G).
«+» – отличная цена, наличие сирены в комплекте, основные необходимые функции, простота подключения и использования, возможность подключения микроволнового датчика, запасной ЖК-брелок (Steel Mate 886 G).
«–» – незначительное количество информации о подключении и использовании сигнализации, обслуживанием, отсутствие датчика удара.
Наш комментарий: Довольно таки дорогая сигнализация (цена в Японии $152) продается в Украине очень дешево! Что это? «Сброс» товарных остатков импортером в кризис? Тогда это – шанс купить недорого неплохой товар! А компенсировать отсутсвие датчика удара можно механическими средствами защиты.
Основные термины:
• Антиограбление (активное включение) – режим дистанционной блокировки двигателя угоняемого мотоцикла при помощи брелока. При этом сигнализация переходит в режим тревоги и блокирует двигатель.
• Антиограбление (пассивное включение) – активируется автоматически при угоне мотоцикла под угрозой применения силы, после предварительного нажатия на кнопку Valet.
• Иммобилизатор – функция активируется через 30 секунд после выключения зажигания и блокирует двигатель. При этом двигатель блокируется до отключения иммобилизатора с помощью брелока.
• «Паника» – принудительное включение звуковых и световых сигналов. Активируется с помощью брелока при выключенном зажигании.
• Valet – режим применяется для временного отключения охранных и противоугонных функций сигнализации. К примеру, при передаче мотоцикла на СТО рекомендуется включить служебный режим Valet.
Автоматический возврат в режим охраны – работает, если снятие с охраны было случайным. При условии, что не включалось зажигание, происходит автоматически (без участия брелока), зачастую через 30 секунд.
Авторы статьи Марина Доронина, Сергей Кузнецов
По материалам журнала "МотоДрайв" Хотите знать больше ?
индекс для подписки 90693
При копировании активная ссылка на первоисточник и автора www.motodrive.com.ua обязательна!