Кофры
Это не только самый удобный способ перевозки багажа, но и лучшая защита его от грязи и влаги. Кофры бывают двух типов – боковые (side case) и верхние, что крепятся на багажник (top case). Делятся они также на пластиковые и металлические. Сочетание верхнего и двух боковых кофров, плюс сумка на бак, позволяет путешественникам взять с собой максимум необходимых вещей. Стандартные крепления для жестких кофров достаточно прочны, но все же рассчитаны под определенную нагрузку – по инструкции, как правило, от 5 до15 кг. Поэтому, приобретая са-а-а-амый большой верхний кофр (чтобы все влезло!) не забывайте оценить прочность системы его крепления, чтобы в пути не пришлось приматывать кофр скотчем и веревками. А если вы не хотите собирать свои вещи, разбросанные по дороге, необходимо еще проверить замки кофра на предмет их самопроизвольного открывания. Еще глупее выглядят те, кто пытается навесить огромные боковые кофры (литров по 55 каждый) на средний дорожник или турист. Да, мы понимаем, что куда-то надо впихнуть запасную куртку или немаленькую «косметичку» жены, но… Во-первых, мотоцикл становится по ширине сравним с маленьким автомобилем и теряет свои преимущества мобильного «проныры». Попробуйте летом, в 30-ти градусную жару, ехать в пробке наравне с машинами – медленно и печально, удерживая все это богатство в вертикальном положении…
Во-вторых, если вдруг случилось падение, то адекватного размера боковые кофры могут существенно снизить степень повреждений пластикового обвеса, а вот
если кофры слишком велики, то даже в случае несильного падения на бок кофр ломается и эффектно распределяет все ваши вещи вдоль обочины. Ну, и в-третьих: законы аэродина- мики еще никто не отменял! Чем больше кофр – тем ниже скорость! Все хорошо в меру.
Так что постарайтесь не превышать максимально разрешенной нагрузки для вашего мотоцикла – вес заправленного мотоцикла вместе с водителем, пассажиром и грузом не должен превышать предельно значения допустимой массы, установленной заводом- изготовителем. В мануале всегда указываются максимальная разрешенная масса и макси- мально допустимая нагрузка по осям. Пренебрежение этими рекомендациями скажется на управляемости мотоцикла и может привести к неприятным неожиданностям на дороге.
Мягкие сумки
Текстильные сумки разделяют на боковые (продаются парами), для багажника, для бака и универсальные, что могут крепиться как на бак, так и на багажник. Как правило,серьезные производители делают их из стойких к истиранию синтетических тканей со специальными вставками, молнии прикрыты, а швы – тройные,в жестком кембрике, который их защищает от истирания и промокания.
Почти все сумки универсальны и подходят практически на любой мотоцикл, кроме того, они не требуют специальных креплений и стоят относительно недорого.
В этом их преимущество перед кофрами. Но, по сравнению с кофрами, мягкие сумки менее практичны: они легче и быстрее пачкаются (если не закрыты специальными чехлами), промокают в сильный ливень (пакуйте вещи в отдельные пакеты, даже если у вас есть водонепроницаемый чехол!) и очень легко снимаются. Иногда, к сожалению, не вами… Зато мягкие сумки представляют собой более универсальное решение для перевозки багажа на мотоцикле – независимо от типа вашего байка, вы всегда можете подобрать себе подхо- дящие сумки. Они более легкие и удобные – их легко крепить и легко снимать. Если они вам не нужны, их можно снять и сложить, они не займут много места. Однако во время покуп- ки сумки желательно быть на мотоцикле, чтобы проверить, что сумки хорошо устанавливаются на ваш байк, и не станут помехой в движении. При покупке боковых сумок смотрите, чтобы до глушителей оставался приличный зазор – вы же не любите запаха поджаренной синтетики?!
Сумки на бензобак
Сумки на бак чаще всего крепятся при помощи магнитов, реже – ремешками, а испанская фирма SHAD комплектует свои сумки еще и присосками. Также многие модели (как правило, среднеценового диапазона и более дорогие), имеют нижний планшет с креплением его к сумке на молнии. Большинство сумок на бак имеют сверху прозрачный карман под карту. Какую сумку выбрать – дело вашего вкуса и кошелька, но перед покупкой ее тоже желательно примерить к мотоциклу. К примеру, если вы ездите на спортбайке, то забудьте про увеличивающиеся в высоту двухсекционные сумки – на и так высоком баке она будет вам упираться в подбородок. Кроме того, учитывайте особенности на- ших дорог (время от времени сумка начинает съезжать или перекашиваться на неровных дорогах) и менталитета (нет ничего проще, как «умыкнуть» сумку на баке, срезав ремни). Поэтому отдавайте предпочтение легкосъемным вариантам, когда, отстегнув молнию «легким движением руки», вы уходите с сумкой, оставив на баке только планшет.
Боковые сумки
Выбор этих сумок достаточно большой – и для чопперов, и для спортов, и даже эндуро. Главное – внимательно обращать внимание на крепеж. На чопперах-круизерах сумки
могут крепиться жестко – тогда снимаются только сумки, а крепеж остается на мотоцикле, и на всех остальных типах мотоциклов – с помощью ремней. При покупке надо помнить следующее:
? Сумки не должны препятствовать ходу задней подвески.
? Сумка плотно закрепляется, тогда она не будет полоскаться на ветру.
? Сумки не должны закрывать пассажирские подножки или делать невозможной перевозку пассажира (кроме тех случаев, когда пассажира вы перевозить не собираетесь).
? Чтобы мягкая сумка была нормально закреплена и не сваливалась, она должна быть заполнена, поэтому не покупайте сразу огромные сумки «на вырост» – авось пригодится что-то положить!
Задние сумки
Конструкция таких сумок различна, начиная от мешков, напоминающих округлый и продолговатый батон, и заканчивая такими системами, в которых на багажник устанавливается одна сумка, а к ней пристегивается молниями еще одна или две. При покупке такой мягкой сумки из синтетики не забывайте о плотности материала, или о толщине волокна, которое используется в структуре материала. Чем толще стенки, тем прочнее будет сумка, и тем дольше она прослужит. Высокая степень плотности ткани, специальный крой и вшитые в швы упругие элементы обеспечивает сумкам определенную жесткость, поэтому они не теряют форму даже тогда, когда пусты.
На дно таких сумок следует класть самые тяжелые вещи, чтобы не нарушать общий центр тяжести мотоцикла и централизацию его масс. А чтобы не нарушать управляемость мотоцикла, сумки надо нагружать примерно одинаково.
Текстильные сумки
На нашем рынке широко представлены несколько производителей текстильных сумок и все они из разных стран. Это GIVI (Италия), SHAD (Испания), Held (Германия), Moto-Detail (Германия), Kappa (Италия). При этом GIVI находится наверху, а Moto-Detail – в самом низу ценовой «лестницы». Рассмотрим конкретные модели (только высокого качества), наиболее распространенные и известные у нас в стране. Некоторые марки сумок или кофров более низкого качества, в обзор включены не были. ??
Топовая сумка GIVI – T400NG. Отличается приличной емкостью в полностью развернутом состоянии (29 л), но при этом становится слишком высокой (36 см) и невысокий водитель на мотоцикле с высокорасположенным баком может просто не увидеть дороги. Выполнена из полиэ- стера, без защитных элементов. Оснащена встроенными (несъемными) магнитами, чехлом и одним страховочным ремнем. Размеры: 260х360х300 мм. Цена – 1050 грн.
Сумка на бак на магнитах от Moto-Detail модели Magnetic Tankrucksack City объемом 8 литров сделана из нетканого нескользящего материала, но оснащена всего тремя специальными магнитами. Имеется планшет для карты и отделение для чеков. Размеры: 200x310x100 мм.
Цена –228 грн.
Сумка SB 20 от SHAD интересна тем, что при своей немалой емкости (24 л) она еще способна быть и рюкзаком – если отстегнуть основание, то на дне сумки станут видны широкие шлейки с двумя защелками. Как и все сумки SHAD, она выполнена из водостойкой и прочной ткани Cordura 600, а на боковинах имеет специальные износостойкие вставки. Вверху – прозрачное окно для карты, у основания – молния-расширитель объема. Внутри – водостойкие карманы и отделения. Нижний планшет отстегивается и тоже имеет прозрачное окно. Дополнительно укомплектована двумя крепежными жгутами с крюками и дождевым чехлом. При цене в 950 грн. и высокой функциональности это очень неплохой вариант.
Размеры: 390х300х220 мм.
Сумка от HELD модели Carry имеет планшет для карты с отделением для мобильного телефона, карман со стороны водителя, футляр для очков, 2 боковых кармана, встроенные магниты, светоотражающие элементы. Объем может изменяться от 12 до 24-х литров. Размеры:
160-300х260х370 мм. Цена – 700 грн.
Kappa TK708 – сумка на бак с возможностью увеличения объема от 14 до 24 литров. Материал изготовления – полиэстер со светоотражателями. Крепежная система с магнитными держателями или ремнем (для алюминиевого бака). Оснащена также плечевыми ремнями и прозрачным карманом для карты с защитой от дождя. Размеры: 360х210х295 мм. Цена: 792 грн. За дополнительные деньги
предлагаются аксессуары: дождевой чехол – 55 грн., плечевой ремень – 49,5 грн., два регулируемых крепежных ремня – 27,5 грн.
Боковые сумки
Среднеразмерные GIVI T479 сшиты из материала Polyester, имеют водозащищенные молнии и возможность увеличения объема, а также дополнительные карманы в задней части. Боковые усилители отсутствуют. Размеры: 270х200-290x450 мм.
Цена – 1944 грн.
Максимальные по вместительности сумки от GIVI модели T421 могут увеличиваться в объеме с 27 до 38 литров. Изготовлены из полиэстера, имеют сзади дополнительный карман на молнии. Размеры одной сумки: 300x200-280x440 мм. Цена – 1944 грн.
Конкурентом от SHAD выступают SB 50, с изменяемым от 48 до 55 литров общим объемом. Они оснащены по полной – закрытые молнии, жесткий каркас по периметру, боковые вставки-усилители, светоотражатели, водонепроницаемые чехлы, дополнительные регулируемые ремни и два жгута с крюками. Изготовлены из ткани Cordura 600. Размеры одной сумки: 290х270х480 мм.
Цена – 1350 грн.
Конкурент от SHAD (комплект SB 60 Trolley) предоставляет дополнительное преимущество: его сумки легко трансформируются в «чемодан» на колесиках с выдвижной ручкой. Удобные и практичные, они легко подойдут практически
к любому мотоциклу. Имеют жесткий какрас по всему периметру и упругие противоизносные вставки по бокам. Сумки пошиты из водо- и износостойкой ткани Cordura, но они оснаще- ны еще двумя водонепроницаемыми чехлами.
Максимальная емкость комплекта – 65 л. Имеется дополнительный доступ в каждую сумку сверху, на молнии. Размеры: 500х290х420 мм.
Цена –1800 грн.
Сумки для мотоциклиста
Хит продаж 2010 года – компактная и практичная текстильная сумка от SHAD модели SB45, сшитая по специальной технологии из сверхпрочной ткани Cordura 600, сильно облегчает жизнь мотоциклисту. Крепится она одним ремешком на пояс, двумя – на бедро. Сумка очень плотно сидит на пилоте и абсолютно не мешает ему во время езды. Внутри – множество герметичных отсеков, куда можно положить все то, что должно быть под рукой – деньги, нож, документы и даже фотографию любимой тещи (чтобы легче было решать вопросы с ГАИ). Благодаря своей прочности и мягкости легко может справиться с ролью крашпеда при падении.
Размеры: 150х220х70 мм. Емкость 2 л.
Цена – 280 грн.
Сумка на бедро от Moto-Detail изготовлена из поливинилхлорида с отражающими полосками. Имеет карман под телефон, внутренний карабин для ключей, внешний алюминиевый карабин, передний карман с выходом под наушники. Крепится двумя гибкими ремнями: один на ногу и один на пояс. Емкость – 1,8 л. Размеры: 180х240х60 мм. Цена – 360 грн.
Кофры массово представлены только тремя производителями – это итальянский GIVI, испанский SHAD и итальянская КАРРА. Условно их можно поделить на следующие группы: малообъемные, среднего объема и «максики».
Givi E300N – черный матовый кофр емкостью 30 литров, полезная нагрузка – 3 кг, помещается один шлем. Без возможности установки спинки. Не комплектуется площадкой и крепежом. Размеры: 400х300х410 мм.
Цена – 714 грн.
SHAD SH 33– кофр с возможностью смены верхней цветовой панели (12 вариантов цветов). Емкость – 33 литра (один шлем- интеграл, плюс перчатки), нагрузка – 4 кг. Можно установить спинку для пассажира (опция, 220 грн.). Укомплектован антивибрационной площадкой и крепежом.
Размеры: 430х310х420 мм.
Цена – 960 грн. (только черный – 740 грн.)
GIVI производит кофр V46N емкостью 46 литров увеличенной грузоподъемности, со сменными цветными панелями и широким светоотражателем (входит 2 шлема-интеграла), с полезной нагрузкой в 10 кг. Размеры: 565x430x320 мм. Цена –2690 грн.
У конкурента SHAD есть кофр – SH46. Он тоже емкостью
46 литров (2 шлема-интеграла + перчатки), имеет съемную цветную панель, фмксирующие резинки, возможность установки спинки (опция, 250 грн.) и стоп-сигнала (светоо- тражатель во всю ширину). В комплекте поставки – анти- вибрационная крепежная площадка с метизами. Полезная нагрузка 8 кг, размеры: 580х310х420 мм. Цена – 1950 грн.
GIVI гордится своим кофром E55N MAXIA 3, объемом аж 55 литров, что вмещает 2 шлема-интеграла (полезная нагрузка – 10 кг). Кофр имеет авангардный дизайн со встроенными отражателями, но не комплектуется ни площадкой, ни спинкой – это опции.
Размеры: 320x480x590. Цена – 3620 грн.
SHAD решил не отставать и в 2009 году выпустил новый кофр SH49, емкостью 49 литров, но такой хитрой компоновки, что в него помещается ноутбук с диагона- лью дисплея 17’’ и еще два шлема-интеграла. Ручка для переноски оснащена микролифтом, возможна установка спинки, Полезная нагрузка – 8 кг. Размеры: 600х320х460. Цена –2500 грн.
Кофр Kappa К48 – большой кофр на два шлема- интеграла, изготовлен из прочного полипропилена, оснащен резинками для фиксации багажа, крепежная площадка в комплект не входит. Возможно подключе- ние дополнительного стоп-сигнала и установка спинки для пассажира (опции). Объем: 48 литров, грузоподъ- емность 10 кг. Размеры: 290x580x430 мм.
Цена: 1940 грн.
SHAD также предлагает грузовой кофр SH40 Cargo. Его особенность – в наличии специальной площадки для кре- пления легкого груза (палатка, спальник). Поэтому в ком- плекте с крепежным комплектом (площадка+метизы) идет жгут с четырьмя крюками. Выпускается только в одном цвете – черный матовый. Емкость – 40 литров (интеграл + полулицевик), полная нагрузка – 7 кг.
Размеры: 492х325х425 мм. Цена – 1650 грн.
Вот коротко и все. Есть еще очень дорогие алюминиевые кофры и очень дешевые сумки-мешки для установки на пассажирское
сиденье/багажник, но и первые, и вторые предназначены для мотоциклов типа эндуро, а это уже совсем другая история.
"Мотодрайв" №9,2010.